ООО «ВИК-95»
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Тел/факс: +7 (812) 446-63-71
ГлавнаяО компанииУслугиНаши объектыДорожная техникаFAQПолезноеВакансииКонтакты
Главная » Главная »  Полезное »  Вибрационные катки: эффективный выход из «дорожного» тупика

Вибрационные катки: эффективный выход из «дорожного» тупика


Вибрационный каток CaterpillarКачество трамбовки материала при обустройстве дорожного полотна имеет не меньшее значение, чем правильный подбор одежд для дорожного основания. В 50-х годах прошлого века вопрос с качеством трамбовки вроде бы был решен – асфальтирование дорог получило в свое распоряжение вибрационные катки. И пусть они были далеки от совершенства – не чета современным моделям – но кое-как справлялись со своими задачами. Кое-как, поскольку даже более-менее современные модели, оснащенные двухамплитудным вибрационным возбудителем, оказались машинами весьма узконаправленными. То есть, они прекрасно работали с каким-то одним определенным типом материала, будучи низкоэффективными при работе с материалами, имеющими другие свойства.

Решение задачи по созданию универсальной машины – виброкатка – свелось к разработке такой конструкции вибрационного возбудителя, который бы мог изменять амплитуду вибрации: плавно, точно и в полном соответствии со свойствами трамбуемого материала.

Лидерами в разработке этого вида спецтехники стали и дотоле известные компании, чьи агрегаты широко использует дорожное строительство и благоустройство по всему миру. Это:

  • корпорация Caterpillar (знаменитый бренд CAT);
  • компания Bomag;
  • компания Hamm AG.

Что же предлагает каждый из лидеров отрасли строительства автомобильных дорог и благоустройства территорий?

Решения от корпорации Caterpillar: серия виброкатков CB-D

Признанный лидер отрасли – компания Caterpillar – выпускает модели виброкатков серии D. Четыре модели отличаются массогабаритными характеристиками и, в частности, шириной вальца: она колеблется от 142,2 см до 213 см.

Организациям, которые осуществляют всевозможные дорожные работы в нашей стране, как то: асфальтирование, благоустройство и т.д. стоит остановить свой выбор на старших моделях, обладающих большими габаритами и более широкими вальцами. При их использовании потребуется куда меньшее количество машино-часов. Компании, чья деятельность – благоустройство городских территорий в странах СНГ и ближнего зарубежья могут остановиться на сравнительно небольших виброкатках – поскольку нормативно установленная ширина дорожной полосы в указанных странах меньше, чем в России. Впрочем, малогабаритные модели виброкатков от CAT в нашей стране вполне находят себе применение – в благоустройстве городских территорий, где важна не столько ширина вальца, сколько маневренность спецтехники.

Инновации в виброкатках от Caterpillar

В виброкатках серии D использовано ряд конструктивных изменений, которые позволяют спецтехнике выполнять свою работу более эффективно, а водителю-оператору – контролировать все, что происходит во время работы.

В частности:

  • увеличена высота агрегатов – то есть машина теперь имеет солидный бордюрный просвет, что позволяет ей без каких-либо проблем работать практически впритык к бордюрному ограждению;
  • примерно на одну десятую стал более вместительным водяной бак;
  • массы полурам уравнены;
  • штатно на спецтехнику серии D монтируются более мощные силовые агрегаты;
  • реализована возможность обзора переднего вальца, а также создан сдвижной механизм, позволяющий вальцу отодвигаться в сторону.

Кроме того, на первый взгляд чисто косметические изменения рабочего места также послужили увеличению эффективности работы – с места оператора открывается широкий обзор, а в варианте закрытой кабины реализована возможность поворотов.

Отдельного внимания заслуживают весьма эффективные вибрационные механизмы – в базовом варианте для любого типа виброкатков от CAT можно выбрать два их типа.

Возбудители вибрации с одной частотой и двумя амплитудами

Наполненный дробью эксцентрик управляется оператором опосредованно – через изменение направления вращения. Эффективность трамбовки достигается за счет слаженной работы переднего и заднего вальцов, которые работают в противофазе. В результате: задний валец словно тянет под себя трамбуемый материал, «закрепляя эффект» после прохождения через него переднего вальца.

Эксплуатационные и рабочие характеристики вибрационного механизма этого типа существенно улучшаются после установки Versa Vibe – системы, с увеличенным вдвое количеством частот и с измененным характером смены амплитуды (более плавным).

Возбудители вибрации с одной частотой и пятью амплитудами

Конструктивно более сложный, он оснащается двумя – внутренним и внешним – эксцентриками. Изменяя их положение водитель изменяет и амплитуду вибрации. Данный тип вибровозбудителей штатно оснащается системой Vari Vibe, которая позволяет плавное изменение амплитуды.

5-амплитудный вибровозбудитель Caterpillar

5-амплитудный вибровозбудитель Caterpillar

Дополнительные (опциональные) системы для виброкатков CAT

Асфальтирование территории с участием виброкатков Caterpillar существенно упрощается и ускоряется при использовании дополнительных систем. В частности:

  • системы Vari Vibe;
  • Versa Vibe с плавным изменением амплитуды и синхронизацией на основе заданных параметров частоты и скорости вибрации;
  • ASC (контролирует и корректирует скорость движения).

Не остановившись на разработке двухрамных катков, концерн уже приступил к созданию тандемных моделей. Правда, после неудачных опытов и появления первой, достаточно маломощной машины, дело пока дошло лишь до полноценных прототипов.

Решения от Bomag

Виброкаток Bomag BW-130 асфальтовый

Немецкая компания Bomag, чья дорожная техника встречается на отечественных объектах ненамного реже, чем агрегаты от CAT, старается не отставать и в сфере проектирования и изготовления виброкатков. Более того, товарная линейка от Bomag включает в себя как двухрамные, так и тандемные модели: соответственно, девять штук и три.

Модели BW-AD-4 отличаются друг от друга массой и габаритами (линейка представлена агрегатами с диапазоном масс от 8 до 13 тонн), а также – шириной вальца: от 1,5 до 2,13 метров. В соответствии с массогабаритными характеристиками на модели устанавливаются двигатели разной мощности, что позволяет подобрать оптимальное соотношение вес-расход энергии для разных типов агрегатов.

Тандемные виброкатки от Bomag – три модели – комплектуются механизмами с двумя эксцентриками. Механизм дает возможность переключаться между двумя амплитудами и двумя частотами.

Решения, предлагаемые Bomag, таким образом, более разнообразны в плане масс и габаритов, а также – более ориентированы на выполнение какого-либо определенного типа работ с определенным набором материалов. То есть – они куда более специализированные.

В среднем, массогабаритные характеристики тандемных катков Bomag несколько выше, чем у двухрамных: самый легкий виброкаток весит порядка 8,6 тонн, а самый тяжелый – около 13,25 тонн. Равным образом, чуть больше и ширина вальца.

При всех различиях в конструкции катков от Bomag, есть у них и общие детали. Например, практически одинаковая конструкция кабины и её оснащение сразу двумя рулевыми колесами – с возможностью передвигать рабочее кресло к нужному колесу.

Инновационные решения Bomag для виброкатков

Большинство инновационных решений, призванных увеличить эффективность работы виброкатков, сосредоточены в системе Asphalt-Manager – программном комплексе с мощным процессором и периферией, который, фактически, заменяет оператора. На долю последнего остается лишь следить за тем, чтобы агрегат выдерживал заданное направление движения.

Режим работы механизма вибрации полностью контролируется в автоматическом режиме. Информацию о состоянии уплотняемого материала система получает от множества датчиков, которые закреплены на внутренней поверхности вальца. Обработанные и сведенные данные поступают в процессор, который и отдает нужные команды механизму вибрации и выдает информацию на дисплей перед оператором.

Правда, в силу конструктивных особенностей модельного ряда Bomag, система устанавливается лишь на четыре агрегата из девяти двухрамных, производимых компанией. Зато для тандемных моделей таких ограничений нет – создается впечатление, что создавался комплекс Asphalt-Manager специально под них. Что же, решение правильное, если вспомнить, как быстро и массово стали менять виброкатки от Bomag старые модели других производителей на таких работах как благоустройство и строительство автомобильных дорог.

Виброкатки Hamm AG

По примеру Bomag, немецкая же компания Hamm AG уделяет внимание в равной степени и двухрамным сочлененным моделям виброкатков, и тандемным – выпуская и те, и другие под индексами, соответственно, HD и DV. Причем последние представляют собой настоящий «полигон» для испытания не только инновационных механизмов для возбуждения вибрации, но и для управления работой виброкатка.

Двухрамные катки Hamm (серия HD)

Виброкаток HAMM HD 90 асфальтовыйВыпускаются в различных массогабаритных вариантах – от 7,2 тонн до 13.8 тонн. Удачно реализован в ряде моделей серии HD и механизм бокового сдвига вальца – как в моделях от CAT. Более того, возможность передвигать основание кабины вместе с креслом оператора и приборной панелью, а также органами управления агрегатом дает возможность существенно сузить непросматриваемую зону перед вальцом, что положительно сказывается на качестве работы. Вкупе с панорамным остеклением безопасность и точность управления работой максимальны.

Тандемные катки Hamm (серия DV)

Модельный ряд тандемных катков хорош, помимо ряда решений механизмов вызывания вибрации в вальцах, ещё и совершенно новым подходом в комплектации и планировке рабочего места. Кресло оператора обладает большой степенью свободы – вращается в любом направлении и может передвигаться по специальным направляющим по кабине. Вместе с ним передвигается и джойстик – главный орган управления агрегатом. Сама кабина также подвижна – возможности её перемещения вбок компенсируют отсутствие сдвижного шарнирного устройства вальца, в том смысле, что механизм позволяет осуществлять обзор пространства перед ним.

Варианты исполнения вальцов

Вальцы всех моделей – и тандемных, и более старых двухрамных сочлененных – могут оснащаться тремя видами механизмов вызова вибрации:

  • осцилляционным и вибрационным вальцами (передним и задним соответственно);
  • только с вибровальцами;
  • только с осцилляционными вальцами.

Наиболее конструктивно простой вариант – с двумя вибровальцами, в котором используются эксцентрики, расположенные по центральной оси вальца. Для данной конструкции доступны две частоты и две амплитуды.

В случае с осцилляционным вальцом эксцентрики располагаются на двух отдельных валах: они вращаются навстречу друг другу, причем регулировка работы вальца может производиться и в обычном режиме, и с помощью системы Hammtronic.

Соответственно, самое конструктивно сложное решение – комбинированное, с использованием осцилляционно-вибрационного вальца. В нем один эксцентрик жестко закреплен на центральной оси, а другой – подвижен.

Помимо собственных разработок в области проектирования и изготовления вибровальцов, компания Hamm AG может предложить и систему автоматического управления виброкатком, которая устанавливается опционально. Hammtronic – система автоматического управления – разработана с целью существенно увеличить экономичность и долговечность катка. В её ведении находится управление силовой установкой, скоростью, интенсивностью и режимом подачи воды, а также режимами вибрации.

Наши объекты
Дорожная техника

05.09.2016
Штрафы на пользу: ремонт дорог будет спонсирован нарушителями ПДД

Министерство транспорта РФ предложило внести поправки в Бюджетный кодекс, касающиеся распределения средств, полученных с уплаты участниками дорожного движения. Согласно поправке, все штрафы должны направляться в дорожные фонды субъектов Федерации.


 подробнее

05.09.2016
Caterpillar пополнил линейку экскаваторов D2

Новинка – экскаватор Cat 330D2 L – пополнила линейку спецтехники D2, потеснив в неофициальном рейтинге востребованности предшественника, 329D2 L. Не уступает модели и новый мультифункциональный экскаватор Cat 336D2 GC.


 подробнее

2011-2016 © «ВИК-95» | строительство и ремонт дорог, благоустройство, аренда спецтехники 
Поддержка и продвижение сайта: «Веб Гармония»