ООО «ВИК-95»
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Тел/факс: +7 (812) 446-63-71
ГлавнаяО компанииУслугиНаши объектыДорожная техникаFAQПолезноеВакансииКонтакты
Главная » Полезное »  Эксплуатация спецтехники зимой: запуск двигателя

Эксплуатация спецтехники зимой: запуск двигателя

В данной статье речь пойдёт о том, как продлить ресурс силового агрегата дорожной техники, обеспечив ему комфортный и беспроблемный старт в холодный зимний период. Советы приведены на примере наиболее популярного в России грузовика КамАЗ, однако применять их можно абсолютно к любой колёсной либо гусеничной дорожной технике, оснащённой механической трансмиссией.

Все нижеизложенные рекомендации основаны на многолетнем опыте эксплуатации и относятся главным образом к средней полосе России.

Зима и волку не в обычай

Холодное время года самое трудное для техники. Пуск двигателя превращается из элементарной процедуры в достаточно трудоёмкую операцию, и хорошо ещё, если она увенчается успехом. При холодном пуске силового агрегата крупной спецтехники масло начинает поступать к некоторым наиболее удалённым поверхностям лишь спустя несколько минут после начала работы двигателя.

Пусковой подогреватель

Жидкостный предпусковой подогреватель «Thermo 90 ST»

Если дорожная техника укомплектована пусковым подогревателем, электрофакельным устройством, системой охлаждения, заполненной антифризом, да ещё и сошла с конвейера недавно, то пуск её двигателя не вызовет проблем даже при низкой температуре. Обратившись к инструкции по эксплуатации техники КамАЗ, мы можем убедиться в том, что данные автомобили могут беспроблемно осуществлять пуск двигателя при температуре -25 °С. Но, к сожалению, в случае с побывавшими в эксплуатации автомобилями всё далеко не так гладко, как на бумаге. Исходя из собственного опыта использования, водители в своём подавляющем большинстве считают “факел” устройством очень ненадёжным и даже опасным. Пользуются они им крайне редко, и на то есть веская причина: электрофакельное устройство способно разогревать лишь воздух, поступающий в рабочую область цилиндров силового агрегата, в то время как масло и охлаждающая жидкость по-прежнему остаются холодными. Именно поэтому частое использование “факела” способно существенно сократить ресурс силового агрегата, эксплуатируя его в столь варварском режиме. Неоднократно проводимые исследования показали, что при холодном запуске двигателя зимой загустевшее масло начинает поступать к наиболее удалённым коромыслам клапанов лишь спустя 3 минуты после пуска. Всё это время трущиеся поверхности подвергаются чудовищному износу, пока масляный насос не в состоянии прокачать загустевшее от сильного мороза масло по смазочной системе. Отсюда правило: при холодном пуске двигателя любой спецтехники первым делом подогревать нужно масло в картере, и лишь потом воздух, поступающий в цилиндры.

Необходимость в использовании пускового подогревателя возникает уже начиная с -10 °С. Автомобили КамАЗ в основном комплектуются подогревателями ПЖД-30. Данная модель достаточно безопасна и, что самое главное, надёжна. Она быстро и легко запускается, обеспечивая маслу, находящемуся в картере двигателя, а также охлаждающей жидкости необходимый прогрев. При несильном морозе спецтехнику можно завести и без подогрева, однако давление масла в магистрали будет расти крайне медленно, многократно повышая износ деталей.

Самым популярным зимним машинным маслом для КамАЗа, рассматриваемого в нашем примере, а также для многих других отечественных моделей спецтехники, используемой при производстве земляных работ, является М-8-Г2(К). К сожалению, оно обладает такой консистенцией, что густеет даже при температуре -7 °С. Начиная с этой температуры, для запуска двигателя без использования пускового подогревателя необходимо использовать полусинтетическое либо синтетическое масло, стоит которое недёшево.

ВАЖНО !!!

Запомните: во время работы пускового подогревателя его ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра, как бы холодно не было находиться на морозе. Известна масса случаев, когда неисправный подогреватель становился причиной пожара.

Что до тракторных силовых агрегатов, оборудованных пусковым двигателем, то на них всё вышенаписанное не распространяется. Их можно заводить практически при любом морозе без какого-либо дополнительного подогрева. Спецтехнику, оборудованную пусковыми двигателями ПД-10 и ПД-8 можно без труда запускать даже при -25 °С. Необходимо лишь помнить, что при морозе от -10 °С следует проворачивать коленвал основного двигателя пусковым валом хотя бы минуту при выключенной подаче топлива. Если же конструкцией двигателя спецтехники предусмотрен декомпрессор, то лучше его включить, чтобы коленчатый вал проворачивался свободно.

Бывает так, что двигатель долгое время так и не удаётся запустить, а охлаждающая жидкость уже закипает. В таких случаях нужно остановить пусковой двигатель, подождать 7-10 минут, после чего осуществить процедуру запуска повторно.

Запуск силового агрегата без пускового подогревателя

К сожалению, сегодня ещё встречаются модели спецтехники, не оборудованные пусковым подогревателем. К тому же данные устройства приходят в негодность по истечении 4-5 лет, а после выхода из строя часто не ремонтируются. Что же делать оператору спецтехники в таких случаях?

Подогрев при помощи паяльной лампы

Подогрев при помощи паяльной лампы В случае если в систему охлаждения залит антифриз, перед запуском силовой агрегат необходимо прогреть снаружи, начиная непосредственно с поддона картера. Для этого хорошо подходит паяльная лампа. При соблюдении пожарной безопасности она эффективно справляется с задачей по подогреву двигателя.

Пламя направляется под поддон картера, а поднимающийся вверх поток горячего воздуха довольно быстро нагревает двигатель. Данный способ требует абсолютной герметичности систем смазки и питания силового агрегата. Если есть хоть малейшие сомнения по поводу данного пункта, прибегать к подогреву посредством паяльной лампы нельзя. Также ни в коем случае не следует греть двигатель открытым пламенем: расстояние от поддона картера до пламени должно составлять не менее полуметра.

Подогрев маслом и горячей водой

Учитывая тот факт, что при низкой температуре окружающей среды воду из системы охлаждения отечественной техники на время стоянки сливают, а перед началом работы заливают снова, реализовать данный способ будет несложно.

Перед заливкой в систему около 80 литров воды разогревают до 35-40 °С, после чего половину жидкости пропускают через двигатель при открытых сливных кранах. Затем сливные краны закрывают и оставшуюся половину воды заливают в уже прогретую систему.

В сильные морозы рекомендуется сливать также и масло из поддона картера. Перед началом работы его необходимо разогреть до температуры 70-80 °С и только после этого заливать в двигатель.

Подогрев масла и воды с последующей заливкой в двигатель — процесс достаточно трудоёмкий, однако эффективность его практически стопроцентная. Данный метод не просто позволяет осуществлять пуск двигателя спецтехники при крайне низких температурах окружающей среды, но также и существенно экономит его ресурс.

Подогрев посредством электроподогревателей

Подогреватель двигателя «СЕВЕРС-М1» Не сказать, что данный метод является очень уж эффективным, однако произвести запуск двигателя он всё-таки помогает. Системы электроподогрева не являются штатными и не предусмотрены конструкцией, однако многие операторы всевозможной спецтехники ухитряются устанавливать их в поддон картера самостоятельно. В принципе, такой способ разогрева двигателя приемлем, но при условии строгого соблюдения следующих требований безопасности:

  • мощность нагревательного элемента не должна превышать 500 Вт (оптимальной считается мощность 200-300 Вт);
  • нагревательный элемент должен подключаться к электросети только через плавкий предохранитель;
  • во избежание искрения все соединения должны быть очень надёжными;
  • перед пуском двигателя нагреватель в обязательном порядке необходимо отсоединить от электросети, о чём многие операторы часто забывают.

Пуск посредством буксировки

К данному методу прибегают только в крайних случаях, когда ни один из других методов обогрева не представляется возможным. Для его осуществления обе машины должны иметь полностью исправные тормоза. Буксировка должна производиться только на жёсткой сцепке, а скорость движения не должна превышать 10-15 км/ч. Если буксируемая спецтехника снабжена тормозами с пневмоприводом, а давления воздуха в системе недостаточно для эффективного торможения, воздух необходимо закачать через один из ресиверов посредством компрессора тягача. На эту процедуру может уйти от 10 минут и более, однако пренебрегать ей ни в коем случае не следует.

Пуск посредством буксировки При морозе -30 °С и ниже тяжёлую дорожную технику бывает трудно даже сдвинуть с места. Масло в мостах и смазочный материал в колёсных ступицах густеют до такой степени, что колёса могут попросту пойти юзом, особенно если на земле лежит снег. Однако это не страшно, просто процесс пуска будет несколько удлинён.

Если коленвал не удаётся провернуть, автомобиль следует буксировать без включения передачи. Спустя какое-то время колёса всё же начнут проворачиваться свободно. Только тогда передачу можно включить, после чего буксировать технику ещё минуты три с целью разогрева масла.

Следует помнить, что при таком методе разогрева топливо в цилиндры поступать не должно. В случае наличия декомпрессора его лучше включить, чтобы облегчить проворачиваемость коленвала. После того как коленвал начал вращаться, буксировать дорожную технику необходимо ещё минут пять с целью заполнения маслом системы смазки и дальнейшего его подогрева. После такой подготовки желательно заполнить систему охлаждения тёплой водой, после чего попытаться произвести пуск с помощью стартера. Если попытка не увенчалась успехом, старт производится посредством дальнейшей буксировки.

Наши объекты
Дорожная техника

23.07.2018
Петербуржцы всерьёз обеспокоены парковкой на тротуарах и газонах

Волонтёры общественного движения "Красивый Петербург" провели соцопрос, попросив горожан поделиться главными на их взгляд проблемами и недостатками нынешнего городского благоустройства.


 подробнее

23.07.2018
В Петербурге обсудили ландшафтный дизайн и благоустройство

В начале июня Санкт-Петербург на несколько дней превратился в место встречи ведущих мировых экспертов сферы ландшафтного дизайна. На международной конференции "Ландшафтный дизайн города" говорили о благоустройстве и создании комфортной городской среды.


 подробнее

2011-2016 © «ВИК-95» | строительство и ремонт дорог, благоустройство, аренда спецтехники 
Поддержка и продвижение сайта: «Веб Гармония»