ООО «ВИК-95»
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Тел/факс: +7 (812) 446-63-71
ГлавнаяО компанииУслугиНаши объектыДорожная техникаFAQПолезноеВакансииКонтакты
Главная » Полезное »  Методы утилизации снега в условиях мегаполиса

Методы утилизации снега в условиях мегаполиса

Вывоз снега с улиц города

Снег, лежащий на дорогах мегаполиса — самое настоящее скопище трудноокисляемых биологических соединений и взвешенных веществ. Количество содержащихся в нём тяжёлых металлов может превышать ПДК (предельно допустимые концентрации) в триста с лишним раз. Подобный уровень загрязнения убираемого с дорог снега невольно заставляет задуматься об экологии, ведь утилизация больших объёмов снежно-ледовых образований наносит серьёзный вред окружающей среде. Из одного только Санкт-Петербурга, ежегодно выдерживающего испытание обильными снегопадами, каждую зиму вывозится порядка 25 миллионов кубометров снега, превращая проблему утилизации из организационной в самую настоящую экологическую. В идеале следовало бы организовать вывоз снежных масс в те места, где будет иметься возможность последующей очистки снега в процессе его таяния. Однако, учитывая размеры современных мегаполисов и скапливающиеся на их автодорогах количества снега, реализовать подобную схему сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Современные способы утилизации снега

Сегодня существует несколько эффективных способов утилизации снежных масс в условиях мегаполиса. Рассмотрим те из них, которые получили наибольшее распространение в Санкт-Петербурге и Москве.

Снегосплавные пункты

Как правило, такие пункты размещаются на коллекторах ливневых или хозяйственно-фекальных канализаций. Нередко используются также русла подземных рек или бросовые воды производственных предприятий, куда и сбрасываются массивы талой воды. Камеры подобных пунктов обладают огромным термическим и гидравлическим потенциалом, позволяющим пропускать через себя крупные массивы снежных масс. Такие камеры делятся на:

  • снегосплавные с обработкой снежно-ледяных образований посредством дробилки молоткового типа;
  • снегосплавные с применением оборотной воды;
  • с погружными горелками, размещёнными в камерах для таяния снежных масс и работающими на дизтопливе или газе;
  • речные свалки;
  • снегосплавные пункты;
  • камеры, где таяние снежно-ледовых образований происходит само по себе в водном потоке.

Как правило, в реки утилизируется снег лишь в регионах с небольшим расходом противогололёдных материалов и с невысокой транспортной нагрузкой. В противном случае это грозит настоящим экологическим бедствием тем населённым пунктам, которые расположены вниз по течению реки. Речные свалки в средних по численности населения городах — это лишь временная мера, которая постепенно должна сходить на нет по мере увеличения количества снегосплавных пунктов и сухих снегосплавов в регионе. В идеале городские речные свалки должны рассматриваться как аварийный метод срочной ликвидации больших объёмов снежных масс, но ни в коем случае не как основной способ их утилизации.

Крупные снегосплавные пункты нередко имеют более чем одну приёмную камеру, а для погрузки в неё снежно-ледовых образований используют услуги спецтехники. В арсенале крупного снегосплавного пункта имеется целый комплекс инженерных сооружений, оснащённый всем необходимым насосным оборудованием, системами затворов и трубопроводов. Слаженная работа всех этих механизмов и систем обеспечивает круглосуточное таяние снежно-ледовых образований, поступающих с городских дорог. Тёплые воды, образовавшиеся в результате плавления, сбрасываются в городскую канализационную систему.

Снегосплавные пункты

В зависимости от способа подачи снега, воды, а также от конструкции камер, снегосплавные пункты можно разделить на:

  • однокоридорные;
  • снегосплавные пункты с погружными горелками;
  • снегосплавные пункты с подачей снежно-ледовых образований через молотковую дробилку;
  • снегосплавные пункты с вмонтированными песколовками.

Снегосплавные пункты однокоридорного типа на коллекторе

Исходя из многолетнего опыта утилизации снежных масс в условиях мегаполиса, можно сделать вывод, что осуществлять сплав снега в коллектор целесообразно лишь в том случае, если его диаметр превышает полтора метра, а расход воды держится на отметке 500 л/с. Скорость водного потока при этом не должна падать ниже отметки 0,4 м/с. В противном случае утилизация снежных масс подобным методом не будет целесообразной и эффективной.

Что касается загрузки сети сточной жидкостью, то она не должна превышать 50% её диаметра. Приём снега производится через специальную камеру. Обустройство такой камеры на коллекторе промышленных стоков или на водосточном коллекторе не всегда является удобным, поэтому отвод в таких случаях часто делается в виде байпасной линии. Внутри этой линии имеется вместительный отстойник для сбора загрязнений. Стандартный размер этого устройства: 2,5 х 8,0 х 1,2 м. Снег, для сбора которого чаще всего прибегают к аренде самосвалов, выгружается из их кузовов на решётку, после чего проваливается в поток жидкости, постепенно расплавляясь внутри коллектора. Назначение решётки состоит в том, чтобы отделять крупные ледяные образования от снега. Кроме того, крупные комья снега и лёд можно поддавливать механическим способом. Чаще всего для этих целей прибегают к аренде спецтехники. Лучше всего справляются с данной задачей бульдозеры: в процессе разгрузки они не только выгружают снежно-ледяные массы на решётку, но и продавливают их, разрушая крупные комья и размалывая лёд.

Очистка улиц от снега

Когда отстойник полностью заполняется, камера закрывается, а металлические решётки с неё снимаются. После этого производится очистка. Для этого можно прибегнуть к услугам спецтехники. Хорошо справляются с данной задачей илосы, работающие в паре с экскаваторами. После процедуры очистки все извлечённые отложения вывозятся самосвалами на заранее определённые и согласованные с местными муниципальными властями места складирования.

Выпадение взвеси из общего потока талой воды происходит непосредственно внутри камеры. Данная процедура способствует значительному уменьшению содержания загрязнений в водоёмах и коллекторах, куда впоследствии будут транспортироваться стоки. Опираясь на многолетние наблюдения, можно заключить, что лучше всего через решётку проходит сухой и рыхлый снег. Гораздо хуже проходит снег обводненный, и совсем не проходят крупные ледяные глыбы, образованные из замёрзшего снега.

Большое влияние на время прохождения снежно-ледовых образований через решётку оказывает тип арендованной спецтехники, которая использовалась для загрузки снега в самосвалы. Если для этих целей применялся роторный снегопогрузчик, снежные массы хорошо поддаются разрыхлению и проходят через решётку довольно быстро. Если же использовался лаповый снегопогрузчик, снежно-ледяные комья необходимо дополнительно разрыхлять гусеницами бульдозера или посредством какой-либо другой спецтехники.

Отдельные требования касаются размера площадки, расположенной у камеры сплавного пункта. Она должна позволять производить маневрирование двум машинам одновременно, давая им при этом возможность складировать снежные массы возле камеры.

Эксплуатационная производительность снегосплавного пункта однокоридорного типа может достигать трёхсот тонн в час. Что до организации подачи сточной воды, то она может подаваться как из водовода, так и непосредственно из коллектора. Камера при этом устанавливается на безопасной линии коллектора, а вода чаще всего забирается из сетей городских канализаций.

Снегосплавной пункт, оборудованный песколовкой

Снегосплавный пункт

В снегосплавных пунктах коридорного типа в транспортирующей жидкости наряду со снежными массами перемещаются также и большие объёмы мусора (мелкий щебень, песок, гравий). Достигая коллектора, ледовые образования постепенно таят, а мелкие частицы оседают на дно. В этом и заключается принцип песколовки.

Как видим, снегосплавильные пункты, оснащённые песколовками, способны не только утилизировать большие объёмы снежных масс, но и производить их очистку, улучшая экологическую обстановку местности. Песколовка с лёгкостью перехватывает все тяжёлые материалы, отделяющиеся от снега в процессе таяния, и оставляет их внутри камеры. Важно лишь правильно рассчитать расстояние между песколовкой и снегоприёмной камерой. Оно зависит от скорости течения воды и её температуры.

Снегосплавные пункты с горелками

Погружные горелки представляют собой установки для принудительного таяния снежных масс. Плавление производится в специально оборудованной камере, где снег контактирует с горячей водой. Вода нагревается разогретым до высокой температуры газом, выходящим из погружных горелок. Отведение образуемой в ходе плавления воды происходит путём её подачи в городской коллектор. Приёмный резервуар отлит из железобетона и представляет собой монолитную конструкцию. Стандартным для таких резервуаров считается размер 4,7 х 4,6 х 2,85 метра. Пространство резервуара делится на две части сетками. Рабочий отсек закрывается сверху решёткой. В нём и происходит таяние снежных масс и ледяных образований. В боковом отсеке размещаются газодизельные горелки, выделяющие много тепла, используемого для плавления снега.

При растапливании снега при помощи горелок уровень воды всегда находится выше уровня сгорания топлива. Происходит процесс, называемый в химии барботированием. При постоянной отдаче воде тепла происходит активное перемешивание субстанции и передача тепла от воды к снегу и ледяным образованиям. При правильном обустройстве камер и верном расположении горелок, КПД таких снегосплавильных пунктов может достигать 98%. Средний расход топлива при плавлении 12-14 тонн снега в час составляет 160 литров. Добавив к этому стоимость аренды самосвала, экскаватора и других услуг спецтехники, несложно убедиться в рациональности данного способа утилизации снега.

Наилучших показателей экономии можно добиться, используя природный газ в качестве замены дизтопливу. Он стоит намного дешевле, да и к тому же выделяет намного меньше вредных веществ при сгорании. Для растапливания одной тонны снежной массы необходимо всего 10 м3 газа.

Снегосплавной пункт, оборудованный молотковой дробилкой

Снегосплавной пункт, оборудованный молотковой дробилкой

Эффективность работы и общая производительность снегосплавильных пунктов, как и в случае с другими системами, напрямую зависит от плотности снега и попадающих в талые воды ледяных масс. Не менее важное значение имеет и максимальный размер фракций, а также температура подаваемой воды.

Максимальный размер фракций регулируется посредством решётки. Чем меньше её ячейки, тем меньшие по размеру фракции попадают внутрь. Плотные снежно-ледовые фракции плавятся медленнее, скапливаясь у выходного отверстия камеры, снижая при этом её производительность. При таких обстоятельствах можно добиться существенного повышения эффективности работы камеры, организовав предварительное измельчение фракций. Для этого могут потребоваться услуги спецтехники, но подобный подход снимет часть нагрузки со снегосплавильного пункта, значительно увеличив при этом скорость плавления снега.

Заранее измельчённые фракции имеют намного большую удельную поверхность, а значит и теплообмен проходит намного интенсивнее. Именно на этом принципе и построена работа снегосплавильного пункта с принудительным измельчением снежно-ледовых образований. Само же измельчение достигается следующим образом: снег из транспортирующей его техники (чаще всего прибегают к аренде самосвалов), высыпают в бункер с дробилками роторно-молоткового типа, где роторы с установленными на них дисками и молотками (металлическими ножами) дробят крупные ледовые куски и измельчают снежные образования путём сдавливания и разрыхления. Как правило, приёмный бункер укомплектовывается шестью вращающимися барабанами, частота вращения каждого из которых составляет 150 оборотов в минуту.

Помимо приёмного бункера в состав снегосплавного пункта входит площадка для обезвоживания и плавильная камера, оборудованная гидравлическим перемешивателем. Процесс плавления снежных масс осуществляется с применением хозяйственно-бытовых стоков со стабильно поддерживаемой высокой температурой. В ходе обработки из снежно-ледовых масс выделяются тяжёлые и крупнодисперсные примеси, а также всевозможные плавающие предметы.

В cнегосплавных пунктах, оборудованных молотковыми дробилками, задерживается до 95% загрязнений. Потребление энергии при этом не превышает 250 кВт/час. Для обслуживания станции требуется персонал из пяти человек.

Сухие снегосвалки

Данный способ является наиболее безопасным, экологичным и простым. Снегосвалки представляют собой специальные места складирования, оборудованные камерами для сбора талой воды. Казалось бы, метод достаточно прост и эффективен, однако в условиях дефицита городских территорий на подобных снегосвалках может быть переработано всего лишь 15-20% выпадающего снега.

Для того чтобы таяние снега осуществлялось на поверхности и талая вода с вредными взвесями не просачивалась в слои почвы, площадка сухой снегосвалки должна иметь водонепроницаемое покрытие. Обычно в её торце устанавливается высокая прижимная стена с небольшими боковыми стенами по краям. Внутренние стены служат для задержки крупных загрязнений на площадке. Над стенками монтируют сетчатый забор, предотвращающий просачивание крупного мусора за пределы площадки сухой снегосвалки. В нижней части боковых стенок и основной прижимной стены находятся отверстия для отвода талой воды с водонепроницаемой поверхности площадки.

В торцевой части сухой снегосвалки (между внешней и прижимной стенками) располагается коллектор водоотвода с вмонтированной в него приёмной решёткой. Далее из середины коллектора идёт выход на очистные сооружения, которые располагаются за территорией снегосвалки. Суть утилизации снега на такой площадке заключается в перемещении снежных масс к прижимной стене (чаще всего для этого прибегают к услугам спецтехники на гусеничном ходу) и максимальном его уплотнении.

Наши объекты
Дорожная техника

23.07.2018
Петербуржцы всерьёз обеспокоены парковкой на тротуарах и газонах

Волонтёры общественного движения "Красивый Петербург" провели соцопрос, попросив горожан поделиться главными на их взгляд проблемами и недостатками нынешнего городского благоустройства.


 подробнее

23.07.2018
В Петербурге обсудили ландшафтный дизайн и благоустройство

В начале июня Санкт-Петербург на несколько дней превратился в место встречи ведущих мировых экспертов сферы ландшафтного дизайна. На международной конференции "Ландшафтный дизайн города" говорили о благоустройстве и создании комфортной городской среды.


 подробнее

2011-2016 © «ВИК-95» | строительство и ремонт дорог, благоустройство, аренда спецтехники 
Поддержка и продвижение сайта: «Веб Гармония»